пятница, 27 января 2017 г.

Выпуск LibreOffice 5.2.5

Разработчики объявили о выпуске LibreOffice 5.2.5. В данном выпуске были исправлены внезапно проявившиеся в версии 5.2.4 ошибки с принтерами и шрифтами, из-за которых был всплеск отчетов о критических ошибках, о которых я как-то писал.
Скачать версию 5.2.5 можно как всегда отсюда: http://www.libreoffice.org/download/libreoffice-fresh/
Перечень исправленных ошибок:

вторник, 24 января 2017 г.

Разработчики LibreOffice опять чудят

В LibreOffice 5.3 реализовали стили таблиц Writer и сделали в Боковой панели отдельный раздел для быстрого и удобного управления ими. Однако, при попытке изменить стиль, используя контекстное меню в Боковой панели, LibreOffice падает намертво, унося в преисподнюю все открытые документы. В багзилле есть соответствующий баг на эту тему, однако разработчики видимо хотели или заглушку вставить, или еще что-то сделать, поскольку функция создания и редактирования стиля таблиц Writer пока просто не реализована. Что же я увидел сегодня в багзилле на эту тему? А там появилось предложение вообще этот раздел Боковой панели убрать с глаз долой. То есть, вместо небольшого напильника в виде подсказки, что эта функция пока не работает, они берут скальпель и режут полностью функционал. 
Я уже писал на тему того, что одни разработчики пилят фичу, а другие через минимальное количество времени её режут по живому. Сила опенсорца во всей красе =( И это реально раздражает. Все же единоначалие в некоторых вопросах разработки свободных проектов необходимо.

понедельник, 23 января 2017 г.

Создание презентации во Writer

Под структурой презентации понимается совокупность текста во всей презентации (во всех её слайдах), каждая запись которого имеет свой стиль, выглядит это например вот так:
Обратите внимание, каждый слайд начинается с записи со стилем "Заголовок слайда". То есть, можно создавать презентацию, создавая её структуру (накидав основные тезисы). Для этого есть специальный режим в самом Impress, а есть возможность использовать для этого Writer. И, если в Impress нужно просто выбрать пункт меню "Вид - Структура" и начать творить, то во Writer все немного сложнее (я в конце поясню, почему именно так сделано во Writer, в этом есть своя логика).
Итак, во Writer нужно начать с предварительного обдумывания Вашей презентации, что за чем Вы будете говорить. Затем запишите Ваши тезисы в список, отделяя каждую запись нажатием на клавишу Enter. После завершения списка необходимо (обязательно!!!) каждой записи задать стиль типа "Заголовок". Причем нужно учитывать, что с заголовков самого высокого уровня будут начинаться будущие слайды в презентации. Необязательно, чтобы будущие заголовки слайдов начинались с записей со стилем "Заголовок 1", это может быть и "Заголовок 2" или "Заголовок 3". Важно, чтобы записи, которые планируется разместить внутри слайда, были форматированы стилем "Заголовок N-1" (где N - самый верхний уровень в документе). Приведу пример (в стилях типа Заголовок):

Заголовок 2

Заголовок 3

Заголовок 3

Заголовок 3

Заголовок 2

Заголовок 3

Заголовок 3

Заголовок 2

Заголовок 3

Заголовок 3

Заголовок 4

Заголовок 4

Итак, с каждой записи, форматированной стилем "Заголовок 2" будет начинаться новый слайд в будущей презентации, поскольку это самый высокий уровень заголовка в структуре.
Что нужно сделать для передачи этой структуры в презентацию? Нужно выделить все записи структуры и выбрать пункт меню во Writer "Файл - Отправить - Структуру в презентацию". После этого будет создана пустая презентация в режиме Структура, которая будет содержать Ваши тезисы. Переключив в меню "Вид" внешний вид презентации на "Обычный", Вы увидите Ваши слайды с тезисами, каждый из которых занимает то место в слайде, которое Вы ему задали уровнем структуры в документе Writer.
А теперь ремарка, насчет того, зачем это вообще есть в LibreOffice. Во Writer есть пункт меню "Файл - Отправить - Реферат в презентацию", который позволяет взять из документа структуру заголовков и некоторое количество абзацев, следующих по тексту за ними, и создать реферат объемного документа в виде презентации. Это полезно для доклада о Вашей научной работе, например, или когда есть просто большой документ, а слайды - это действительно просто тезисы для аудитории, позволяющие лектору ориентироваться в своей лекции. Однако для работоспособности этой функции при оформлении Вашего научного труда необходимо использовать стили!

пятница, 20 января 2017 г.

Где скачать старые версии LibreOffice

Достаточно часто возникает такой вопрос: Где скачать старые версии LibreOffice? Нужно это бывает для самых разных вещей, начиная от тестирования, и до того, что последние версии по какой-то причине не устраивают.
Ответ такой: вот здесь https://downloadarchive.documentfoundation.org/libreoffice/old/
Начиная с первого релиза 3.3, и, заканчивая свежайшим 5.3.0.2.

понедельник, 16 января 2017 г.

Создание своего риббона Notebookbar в LibreOffice

Разработчики из дизайн-тим в своем блоге опубликовали пост о том, как сегодня можно сделать свой ribbon в LibreOffice или настроить существующий. Переводить я его не буду, просто потому, что простым пользователям незачем знать тонкости разработки ГУИ в новом риббоне, а интересующиеся и сами всё там поймут и разберутся. Я хотел пару мыслей написать по этому поводу.
Так вот, мало того, что они в релиз LibreOffice 5.3 запихнули недоделанный и ужасный Notebookbar, так они еще предлагают пользователям самим собраться с силами и учить XML вместе с софтом для создания интерфейсов Glade. Хороший подход к разработке и прекрасное отношение к пользователям. Собственно у меня возмущение вызывает не сам факт того, как там создается ГУИ в Notebookbar и инструкция к этому от разработчиков, а то, как они формулируют свои мысли. Вместо того, чтобы сказать "эй, пипл, помогите нам насоздавать риббонов в нашем софте. Это делает вот так и вот так. А мы ваши идеи рассмотрим и агрегируем в самый лучший ГУИ, какой вы видели!", они говорят "мы выкатили нерабочее УГ, а если Вам надо, то вот вам инструменты разработчика и делайте себе сами такой ГУИ, какой Вам надо". Ну ОК, что ж тут поделать. Если будет у меня желание разбираться в этом, то я попробую сделать Риббон а-ля МСО просто для смеха.

суббота, 14 января 2017 г.

Различные взгляды на появление и развитие нового интерфейса Muffin в LibreOffice

На днях я имел нескучную беседу с пользователями LibreOffice и товарищами из команды разработчиков самого LibreOffice на канале его в Телеграме. Началось всё с того, что кто-то вбросил ссылку на статью на стороннем ресурсе о новом интерфейсе LibreOffice под названием MUFFIN. Причем статья крайне негативная. И товарищи на канале очень удивились и огорчились, что новый, недоделанный и кривой (в силу недоделанности) интерфейс пользователя обозреватели не приняли на ура. Когда я им попытался объяснить, что если они прямо сейчас рекламируют новый GUI, (но при этом прячут его в экспериментальные возможности, однако рассказывая, как его активировать), чтобы люди посмотрели недоделку, то не надо удивляться, что люди верят своим глазам, а не маркетологам Либры (которым бы лучше помолчать в тряпочку, вместо того, чтобы рассказывать про глубокую новую философию в видении интерфейса пользователя), то они обиделись на меня всем миром. А самое страшное, что задело апологетов MUFFIN'a - это то, что новый MUFFIN сравнивают с Robbon'ом из MS Office 2007 и более поздних. Но позвольте, а с чем же его сравнивать, если внешне он копия Ribbon, концепция взята явно оттуда же, да и сама команда дизайна из разработчиков LibreOffice в своем документе обсуждает возможности именно Ribbon?!
Товарищ Итало Виньоли начинает свою речь о целях  Muffin'a словами "...мы не заботимся о пользователях MS Office, мы заботимся о пользователях LibreOffice...", а заканчивает через предложение "...новый интерфейс MUFFIN позволит мягко перевести пользователей MS Office на LibreOffice...". Так о ком же заботится г-н Итало? Кого он обманывает? Себя? Я понял бы, если бы он честно сказал, что для облегчения миграции с MSO на LO делают тупую копию Ribbon. Логика есть в этом, пусть и спорная. Но начинать юлить и рассказывать сказки, что всем дали информацию (это речь о вышеуказанной заметке в блоге разработчиков) о "философии" нового интерфейса, а люди такие сякие (и особенно журналюги пархатые) читать это не стали, а просто посмотрели на унылие в его нынешнем виде и высказали справедливое фи на весь Интернет, - это конечно здорово.
Господин Виньоли также упрямо настаивает на том, что сам термин Ribbon употреблять нельзя, поскольку это неофициальное название GUI от MS Office, а нужно говорить Fluent UI. Основная мысль в том, чтобы уйти от прямого сравнения с Ribbon и опять кого-то обмануть, рассказывая, что с Ribbon новый GUI в LibreOffice не слизали. Кто вообще помнит о том, КАК там официльно назывался ленточный интерфейс MS Office? Да никто, по большому счету. А вот, что такое Ribbon знают гораздо больше человек.
К чему я все это выше так эмоционально изложил? К тому, что на появление Muffin даже внутри команды, имеющей отношение к разработке/тестированию/переводам LibreOffice, есть диаметрально противоположные мнения на принципиальную нужность этого новшества, не говоря уж о такой мелочи, как источник вдохновения "дизайнеров" LibreOffice.
Моя персональная точка зрения такова - этот самый MUFFIN есть копия ленточного интерфейса от MS Office по парадигме, по задумке, по внешнему виду и по тому простому факту, что оно отжирает вертикального пространства даже больше, чем сам Ribbon. В связи с указанным он просто не нужен, на него расходуются ресурсы разработчика (одного кстати, один несчастный чешский парень это пилит), пусть он и доброволец, которые можно было бы направить в иное русло. Добавление этого MUFFIN'a 146% повлечет за собой многочисленные ошибки (да уже повлекло), на исправление которых потребуются дополнительные усилия грамотных программистов, которых и так мало. А вот профита никакого эта штука не принесёт.
Кстати, надо бы попытаться натолкнуть их на мысль провести опрос среди самих разработчиков LibreOffice на предмет их отношения в новшествам в интерфейсе.

Перевод на русский язык названий функций LibreOffice Calc

Я может открою кому-то глаза на реальный мир, но переводом всего интерфейса пользователя LibreOffice на русский язык занимается ровно ОДИН человек.
На сегодня, в выпуске первого релиз кандидата LibreOffice 5.3, что-то (как всегда, я так понял) случилось с локализацией, огромное количество элементов в интерфейсе не переведено. Причем это какая-то системная ошибка (на мой взгляд конечно) во взаимодействии локализаторов и программистов, которую программисты просто не видят, а локализаторы по какой-то причине не озвучивают, потому что считают, что лучше ничего сделать нельзя. При этом новых терминов в GUI добавляется не так много, однако уже переведенные термины из релиза в релиз теряют привязку к своим переводам на иные языки. 
Так вот, этот самый один человек устал от своего труда и написал на форум странный пост, после которого, однако, ему вызвались помочь с допереводом элементов. А сам он, внезапно, решил начать перевод давно выпрашиваемой для LibreOffice Calc пользователями MS Excel штуки: локализации имен функций электронных таблиц!
Чтобы вы понимали: внутри программы имена функций все равно хранятся на английском языке (и в Эксель точно так же), локализация влияет только на отображение формулы и усложняет процесс ввода формулы (потому что функция будет на русском, а ссылки на ячейки все равно на английском, приходится туда сюда дергать раскладку).
Настройка отображения английских или русских названий функций находится в диалоге Сервис-Параметры, в разделе LibreOffice Calc - Формула:
Начать решили с самых популярных и часто используемых функций. Что у них там получится и в какой выпуск они будут это запускать - пока непонятно. Учитывая, что это по сути локализация, которую принимают в любой промежуточный релиз, наверное это может случиться тихо и незаметно в любой момент времени.
Update: собственно во втором релиз кандидате 5.3.0.2 на 80% наверное уже переведно:

пятница, 13 января 2017 г.

Вычисления в таблицах Writer - 2

Я как-то писал уже, что в таблицах Writer можно проводить несложные вычисления, используя формулы. Оказывается, можно создавать формулы со ссылками на ячейки не только этой же таблицы, также можно использовать ссылки на ячейки иных таблиц документа. Но при таком использовании есть один ньюанс. Если Вы используете формулы в таблице, и при этом формулы в таблице содержат ссылки на ячейки другой таблицы:
то при смене имени таблицы
формулы перестанут работать. Будут выдавать ошибку вида:
Поэтому совет: сначала создайте все Ваши таблицы с нужными Вам именами, а уж потом создавайте в таблицах формулы со ссылками на ячейки из иных таблиц документа.
Один из разработчиков LibreOffice считает это багом, который подлежит исправлению, потому что если удалить или добавить строку или столбец в таблицу, на которую ссылается формула, то ссылка автоматически исправится, а при смене всего навсего имени выдается ошибка. Посмотрим, что скажут другие разработчики.
Я написал ещё статей по теме вычисления в таблицах Writer:
Часть 3 здесь
Часть 4 здесь
 

понедельник, 9 января 2017 г.

Сноски в текстовых документах LibreOffice Writer

Что такое сноска? Вики нам говорит, что "Сноска — примечание, помещаемое внизу полосы (постраничная сноска) или в конце текста (концевая сноска). Текст сноски связан с основным текстом при помощи знака сноски". 
В тексте документа это выглядит вот так:
Обратите внимание, что номера сносок в тексте подсвечены серым цветом. Это сделано просто для наглядности, так как по сути это специальные поля-ссылки, а при печати на бумаге этой заливки серым не будет.
LibreOffice Writer позволяет делать два типа сносок: постраничную и концевую. Первая называется просто "Сноска", вторая - "Концевая сноска"
На рисунке выше видно, что текст постраничных просто сносок располагается на той же странице, на которой проставлены сами сноски, а вот текст концевых сносок выносится на самую последнюю страницу документа, которая создается после последней страницы с основным текстом. Причем, если даже на странице существует просто пустой абзац и больше ничего, то текст концевых сносок всё равно перейдет на следующую страницу.
По умолчанию размер кегля шрифта для текста сносок задан меньшим, чем основной текст. Тут всё по канонам.

Вставка сносок.

Сноски вставляются в документ через меню "Вставка - Сноска - Сноска" или "Вставка - Сноска - Концевая сноска".

Настройка сносок.

Сноски имеют свои собственные настройки, которые находятся в диалоге "Параметры сносок", который вызывается из меню "Сервис - Сноски". Как по-моему, так это не очень очевидное название пункта меню, стоило бы его так и назвать "Параметры сносок".
Диалог содержит две вкладки:

Можно настраивать тип нумерации, для просто сносок выбрать метод нумерации: на документ, на каждую главу или на каждую страницу, выбрать стили абзаца и символов для текста сносок.
Внешний вид сноски настраивается в стиле абзаца Сноска, который отвечает за вид шрифта, кегль, выравнивание, отступы и прочие параметры абзаца. Учтите, что тексту сноски можно задать любой произвольный стиль абзаца! Стиль Сноска - это просто стиль по умолчанию для сносок.

Настройки области с текстом сносок в диалоге Стиль страницы. 

В нём есть вкладка Сноски:
Обратите внимание на два параметра в разделе "Область сносок". Они отвечают за высоту области, отданной под сноски на странице. Если высота области будет лимитирована, то текст сноски, если он достаточно длинный, будет перенесён на следующую страницу, что может быть не очень-то удобно.

Настройка внешнего вида номера сноски в основном тексте

По умолчанию за это отвечает стиль символа "Привязка сноски". Однако стиль можно назначить и любой другой. Основные вкладки в диалоге настройки стиля символа для нашего случая - это "Гарнитура" и "Положение". Обратите внимание, чтобы соответствовать точнейшим требованиям различных нормативов, на вкладке "Положение" параметр "Масштаб шрифта" нужно установить в 100%, в размер кегля на вкладке "Гарнитура" в тот, которые требуется по нормативу. Затем нужно будет отрегулировать только параметр "Смещение". Плюсовое значение сдвигает символ вверх, минусовое - вниз.

Изменение вида номера сноски перед текстом сноски, на верхний индекс

Делается это путем изменения стиля символа "Символ сноски". Выберите этот стиль в Боковой панели в разделе Стили, нажмите на нём правой кнопкой мыши и выберите пункт "Изменить". В открывшемся диалоге на вкладке "Положение" выберите вариант "Верхний индекс". Нажмите кнопку ОК.

Как создать в тексте несколько сносок на один и тот же элемент/текст

Например, по тексту на странице должно быть несколько сносок 1, каждая из которых должна ссылаться на один и тот же текст сноски в нижней части страницы:
Это делается так:
1. Вставляется первая сноска в тексте обычным образом через меню Вставка-Сноска-Сноска
2. Вторая и последующие сноски на тот же текст первой сноски вставляются, используя меню Вставка-Перекрестная ссылка, тип Сноски, вставить ссылку на "Текст ссылки", справа выбираете собственно нужный номер изначальной сноски.
3. Выделяете вставленную перекрестную ссылку, которая имеет форматирование текущего текста и применяете к ней стиль СИМВОЛА "Привязка сноски".

Вставка концевых сносок сразу после последнего абзаца в документе, а не на отдельной самостоятельной странице. 

Оказывается можно сделать и такое. Для этого нужно установить курсор в основном тексте, нажать сочетание клавиш Ctrl+A (выделить всё), а затем использовать пункт меню Вставка - Раздел. Откроется диалог "Вставить раздел", в котором необходимо перейти на вкладку "Сноски":
А теперь отмечаем флажком опцию "Собрать в конце раздела" в разделе Концевые сноски. Жмём кнопку Вставить и вуаля:

среда, 4 января 2017 г.

Расширения LibreOffice. Calc. Copy only visible cell

Если кто-то не знает, то для LibreOffice написали достаточно большое количество расширений. Большинство из них можно найти на сайте https://extensions.libreoffice.org/extensions. Справа есть фильтр по категориям и по компонентам LibreOffice. Расширение представляет собой файл в формате .oxt, который нужно скачать на компьютер и установить в LibreOffice.
Установить расширения в LibreOffice можно при помощи диалога "Управление расширениями" из меню Сервис.
В нижней части диалога нажмите кнопку "Добавить", найдите файл нужного расширения и нажмите кнопку "Открыть". Начнется установка расширения. В некоторых случаях Вас попросят принять лицензию. После установки расширения LibreOffice желательно перезапустить, чтобы расширение начало работать.
Одним из самых полезных расширений является расширение для Calc - Copy only visible cells (копировать только видимые ячейки). 
Обратите внимание: последняя версия расширения 2.0, а не 1.2, потому что версия 1.2 работает с ошибками в LibreOffice 5.2. В настоящий момент автор готовится выложить версию 2.0 для скачивания.
Чем же это расширение так хорошо?
Создайте в Calc простую таблицу из трех столбцов A,B,C и пяти строк. Заполните их данными. Скройте столбец B. Выделите диапазон А1:С5. Нажмите на нём правой кнопкой мыши и выберите пункт Копировать. Откройте Writer и выберите пункт меню "Правка - Вставить как...", в открывшемся диалоге выберите пункт "Форматированный текст [RTF]" (а иначе структура таблицы не сохраняется при копировании в Writer). Что у Вас получилось? А вот что:
Видите по центру таблицы лишний столбец? Это тот самый наш скрытый столбец №2 (то бишь В). В нём даже сохранены данные, которые можно увидеть, если задать столбцу нормальную ширину. Так работает механизм копирования таблицы из Calc в Writer.
Что делает расширение Copy only visible cells? Оно копирует только те ячейки, которые отображаются на экране, то есть не имеют свойства "скрытый".
Выполните все те же действия по созданию образца для копирования, только вместо простого копирования выберите пункт меню "Правка - Copy only visible cells" (название пока не локализуется). Затем перейдите в документ Writer и выполните те же действия по вставке скопированной таблицы, что и ранее. В результате в документ будет вставлена таблица БЕЗ скрытого столбца совсем:
Мое мнение, что такую функцию нужно встроить в сам LibreOffice, поскольку очень часто требуется вставлять куски таблиц из Calc в документ Writer, которые получаются именно скрытием столбцов и строк в Calc. Удалять столбцы сразу в Calc нельзя, там обычно содержатся промежуточные данные или расчеты, а удалять скрытые столбцы таблицы уже после вставки в документе Writer не очень-то удобно.
А как работает это расширение, если копировать ячейки и вставлять их в таблицу Calc? Если просто копировать диапазон А1:С5, в котором столбце В скрыт, то при вставке в Calc, будут вставлены ВСЕ столбцы с их данными:
В некоторых случаях копирование только видимых ячеек и внутри Calc также очень удобно.