среда, 30 марта 2016 г.

Пакетная конвертация документов из форматов MS Office в форматы Open Document

Если Вам вдруг потребовалось преобразовать большое количество документов из формата MS Office в формат Open Document (odt, ods, odp и так далее), который является родным для LibreOffice, и Вы думаете, что для этого придется либо по одному пересохранять документы из одного формата в другой, используя LibreOffice, либо использовать сторонние программы, то Вы ошибаетесь.
В LibreOffice встроен удобный инструмент для пакетного преобразования файлов из форматов MS Office в формат Open Document.
Всё максимально просто, сделайте следующее:
Запустите LibreOffice и выберите пункт меню Файл > Мастер > Конвертер документов. Откроется окно мастера, первый экран которого выглядит так:
Порадовал троллинг разработчиков LibreOffice. Обратите внимание на формулировку первой строки "...конвертирует документы из устаревшего формата в Open Document..."
На этом экране необходимо выбрать, какие именно документы будет искать и конвертировать LibreOffice. Доступны документы из Word, Excel и PowerPoint, причем LibreOffice понимает и новейшие docx, xlsx и pptx от MS Office 2007 и выше. Выбрать необходимо, как минимум, один вариант, иначе мастер дальше не пустит (что вполне логично). 
После выбора нажмите любимую всеми кнопку Далее, откроется второй экран мастера:
Здесь можно выбрать импортировать шаблоны или документы, или и то и другое, а также указать месторасположение каталогов, которые будет просматривать LibreOffice в поисках документов в "устаревшем формате". Ещё нужно указать каталог, куда будут помещены файлы в формате Open Document. Советую активировать опцию Включая подпапки, чтобы не запускать LibreOffice несколько раз, а можно было указать только самый верхний в структуре каталог. Это нужно будет повторить для каждого типа документов (то есть для документов Word, Excel и PowerPoint) отдельно. Считаем, что мы так и сделали. Жмём на каждом экране Далее. И видим наконец предпоследний экран мастера:
Видим на нём краткое резюме, в котором описано, что откуда берется и куда складывается. наконец жмём кнопку Конвертировать. Появляется последний экран:
Ждём энное количество времени, которое зависит от количества и объема исходных документов, и видим итог, что (в моём случае) 25 из 25 найденных документов преобразованы в "прогрессивный" новый формат. Можно нажать кнопку Показать журнал и посмотреть список всех преобразованных документов. Нажмите кнопку Закрыть и откройте каталог назначения, который указывали на первых шагах мастера. Там должны находиться все получившиеся документы с учетом структуры подкаталогов. Вот и всё.

пятница, 25 марта 2016 г.

Сравнение документов в LibreOffice Writer

Иногда бывает ситуация, когда над документом работают несколько авторов, которые используют для правок и комментариев механизм LibreOffice "Отслеживание изменений". И в один прекрасный день один из авторов исправил документ, не включая этот механизм, и отправил документ второму автору. Как теперь быть бедолаге второму, изменений-то не видно!? А можно сравнить версию документа свою с той, которую ему прислал первый!
Внимание: версия LibreOffice 5.1
Последовательность действий такая:
Первой открываем самую последнюю версию документа - это крайне важно, так просто более удобно отслеживать правки.
Открываем меню Правка - Отслеживать изменения - Сравнить документы
В открывшемся окне находим и выбираем предыдущую версию документа, жмем кнопку Открыть
LibreOffice немного подумает (время на подумать зависит от объема документа)
И выдаст окно со списком правок и указанием автора правок, в котором указывается автор, который менял последнюю версию документа относительно предпоследней. Щелкая по списку можно сразу перемещаться к месту правки. Окно это можно закрыть. В документе будут цветом выделены правки: подчеркнутые - это добавленные фрагменты, зачеркнутые - удаленные относительно предыдущей версии.

Механизм "Сравнение документов" необязательно использовать только при совместном написании документа. Если, например, существует несколько версий документов с несколькими версиями, которые отличаются в каких-то деталях, то сравнив их мы увидим, что же авторы поменяли. Могут возникнуть и какие-то иные ситуации, в которых этот механизм будет полезен.

Внимание №2: в настоящее время при сравнении очень больших документов (в багзилле ссылка на 400 страничное руководство) и последующей попытке сохранить результат LibreOffice аварийно завершает работу! 40 страничные документы обрабатываются нормально. Будьте внимательны и осторожны!

среда, 23 марта 2016 г.

Прекращение поддержки Windows XP в LibreOffice 5.2

По слухам из достоверных источников в грядущем выпуске LibreOffice 5.2 будет прекращена поддержка ОС Windows XP. Позиция разработчиков такая, что "пора прекращать использовать старинный, неподдерживаемый производителем, софт".
Насколько я понял, они просто установили себе Visual Studio 2015 вместо 2012 версии, а в 2015 (вот сюрприз-то) MicroSoft убрала возможность делать сборки под WIndows XP.
То, что разработчики LibreOffice почему-то стали петь песни а-ля Майкрософт "всем юзать только новый софт", выглядит крайне странно. Ведь фактически они опосредованно поддерживают Майкрософт в их стремлении стричь бабло за воздух.
Однако, повторюсь, это пока лишь слухи. Поживём, увидим.

update: слухи вовсе не слухи, вот скриншот ошибки, которая возникает при попытке инсталляции LibreOffice 5.2 на Windows XP.

вторник, 22 марта 2016 г.

Новинки документации, посвященной LibreOffice

Две маленьких новости по поводу документации и литературы про LibreOffice:

Команда документации обновила руководство пользователя Getting Started Guide (типа руководство по быстрому началу работы) до версии LibreOffice 5.0. Скачать его (на английском языке) можно отсюда. Будет ли перевод на русский язык, пока неизвестно.

Некто Bruce Byfield выпустил в свет книгу, посвященную форматированию документов в LibreOffice (также на английском языке). Книга в основном посвящена стилям и их применению, а также шаблонам и общим принципам оформления (дизайна) документов. Скачать её можно вот тут PDF и ODT. Перевода на русский язык на 146% не будет, потому что на русском языке существует своё неплохое руководство по стилям, вот тут можно с ним ознакомиться.

понедельник, 21 марта 2016 г.

Когда же требуется настройка стилей в LibreOffice?

Все знают (а кто не знает, тот срочно должен узнать вот отсюда и вот отсюда), что есть такое понятие в LibreOffice, как «Стили». Нужны они для оформления документа в соответствии с заданными параметрами и структурой, получения автоматического оглавления и (или) указателей, а также всяких прочих полезностей.
После некоторых размышлений меня посетил вопрос «Когда требуется настройка (или создание новых) стилей оформления в документе?». Именно настройка, поскольку какое-то количество стилей уже встроено в LibreOffice. Не бывает ситуации, когда стилей в документе нет вообще! Есть, как минимум «Базовый» (на котором основаны все остальные стандартные стили). Ниже расположены мои вялотекущие мысли в качестве ответа (для себя) на этот вопрос.
Мне кажется, что при оценке нужности настройки стилей, необходимо в первую очередь принять во внимание отношение временных и трудозатрат к полезности для конечного результата, а во вторую – объём документа (в страницах текста, количестве данных или ещё в чём-то).
Другими словами: стоит ли тратить час времени, чтобы создавать стили для документа, который не требует особых изысков в оформлении, не обладает какой-либо структурой вообще и сам документ требуется один раз в жизни? А может просто ручками задать ему для всего текста 14 кегль шрифта и выравнивание по ширине, распечатать и забыть? 
А стоит ли тратить тот же час времени, чтобы нормально оформить книгу на 400 листов и в дальнейшем максимально быстро и просто менять оформление и оглавление с указателями? Или мучиться и ручками выставлять все характеристики текста и при малейшем изменении пытаться вспомнить, на какой же странице у нас теперь начало главы 34, и почему многоуровневые списки со сложной структурой вдруг стали разные по внешнему виду?
Нужны ли стили при написании письма (даже официального, от юридического лица) в пару строк, да даже и на пару листов? Сделать шаблон для секретаря, при открытии которого нужно вписать только адресата и текст письма, – это да, городить стили – это вряд ли. Можно, но смысла тратить время в данном случае я не вижу никакого.
А для доклада в школе листа на три-четыре нужны стили? Опять вряд ли. Доклад – это сплошной текст на одну тему без разбития на главы или разделы. Максимум, потребуется титульная страница, которую оформить проще и быстрее при помощи врезок ручками, чем пилить стили.
Идем дальше в глубины образования и самообразования. Курсовая работа листов на 30 в университете. Вот! Вот тут будут и разделы и оглавление, а также требования к оформлению согласно ГОСТ или внутренних регламентов образовательного учреждения. Вот тут стили строго рекомендуются! Использование стилей намного упростит оформление документа и последующее его (оформления) изменение, если вдруг что-то кого-то не устроит. Можно будет изменить один стиль за одну минуту, а не судорожно листать 30 листов и руками изменять параметры текста.
Всё, что идет дальше в плане объемов (статьи для публикации, научные работы, отчеты по исследованиям, дипломные, кандидатские, докторские работы, книги, руководства или монографии и так далее в бесконечность) – это всё требует обязательного использования стилей при оформлении документа! Иначе вид документа будет ужасный и абсолютно неприемлемый, а попытки исправить ручное форматирование любой части документа приведёт к непредсказуемым эффектам в виде уехавшего текста или прыгающих по документу изображений.
И теперь самая вишенка: если вы попробовали оформить документ листов на 100 в LibreOffice, вам это удалось нормально и понравилось в процессе, то могу вас поздравить. Имея такой опыт за плечами, вы теперь можете смело попробовать использовать для верстки таких объемов LaTeX! А потом сравнить результат и количество действий, требуемых для получения результата.
Ну и в качестве напутствия начинающим труженикам клавиатуры: сначала напишите текст, а потом уже его оформляйте. Это будет намного быстрее и продуктивнее, чем оформлять текст в процессе написания!

пятница, 18 марта 2016 г.

Результаты опроса про Боковую панель в LibreOffice

Некоторое время назад команда дизайна решила провети опрос насчёт Боковой панели в LibreOffice. Здесь вот я об этом рассказывал. Пришла пора подвести итоги опроса, итак вот они, по ссылке


В качестве резюме: большинство опрошенных использует Боковую панель, их устраивает ее текущее положение по умолчанию, размер по горизонтали изменять можно, однако при переходе из секции в секцию внутри Боковой панели ее размер менять не надо, большинство хочет иметь возможность настраивать элементы в Боковой панели, а также чтобы туда добавили больше функциональных возможностей, у громадного большинства широкоформатные мониторы с большими значениями разрешения.

Разработчикам есть, над чем подумать. Боковую панель есть куда развивать, она органично вписывается в текущие реалии засилия широкоформатных мониторов. Народ хочет большего от Боковой панели - это очевидно.

среда, 16 марта 2016 г.

LibreOffice 5.2. Настройка контекстных меню

В грядущий выпуск LibreOffice 5.2 была добавлена возможность настраивать контекстные меню. Найти это можно будет в диалоге из меню Сервис > Настройка, вкладка Контекстное меню. Для любителей все настраивать под себя - это очень хорошая новость. Вообще такой возможности явно не хватало и она прямо напрашивалась на реализацию. Автор реализации Максим Монастырский. Вот пруф на багзиллу проекта.

LibreOffice 5.2. Несколько цифровых подписей документа от одного автора

В предстоящий релиз LibreOffice 5.2 товарищем Miklos Vajna была добавлена возможность подписывать документ LibreOffice несколько раз одной и той же ЭЦП. При этом для каждой подписи есть возможность добавить описание. Ранее возможность подписывать один документ несколько раз одной и той же ЭЦП была явно запрещена разработчиками, как ненужная.
Работа по добавлению этого функционала была выполнена по заказу (или благодаря) Министерства обороны Голландии.
Эта штука показывает, чем заняты разработчики LibreOffice. Они заняты тем, за что им платят! Альтруизм возможен, но приоритет у такого действа крайне низкий.

вторник, 15 марта 2016 г.

Вставка математических формул с автонумерацией в LibreOffice Writer

Часто в научных статьях (или иных больших наукоориентированных документах) необходимо поместить кучу формул, которые должны располагаться по центру страницы, и при этом быть пронумерованы, причём номер формулы должен располагаться по правому краю страницы.
Небольшое отступление: вообще в таких случаях я бы посоветовал освоить LaTeX, однако для разового применения можно воспользоваться и возможностями LibreOffice (или MS Office).
Итак, в LibreOffice Writer есть возможность быстро вставить формулу, причём именно таким образом, как было описано в преамбуле поста. Сделайте следующее: наберите буквы fn и нажмите клавишу F3 на клавиатуре. Произойдет вставка таблички, состоящая из одной строки, разделённой на два столбца. В левом столбце по середине будет вставлена формула E=mc^2, в правом будет вставлено поле с автоматической нумерацией (которую можно отдельно настроить). Формулу необходимо будет исправить на нужную (щёлкните по ней два раза мышкой). Внешний вид листа будет примерно вот такой:
Обратите внимание, светло-серые границы табличек напечатаны не будут, как и затенение номера формулы. Они показываются просто для удобства редактирования.
Не забудьте исправить формулы на нужные. Если не знаете как, то вот вам Руководство пользователя LibreOffice Math.

понедельник, 14 марта 2016 г.

Сортировка разделов документа в Навигаторе LibreOffice

Наткнулся на форуме http://forumooo.ru на интересную штуку. Все знают, что в LibreOffice есть такая удобная вещь, как Навигатор. В нём есть перечень заголовков, таблиц, изображений, ОЛЕ-объектов, гиперссылок, закладок, разделов и т.д. и т.п., которые есть в текущем документе.
Вызывается это окно при нажатии на клавишу F5 на клавиатуре.
Так вот, на указанном выше форуме был задан вопрос о сортировке большого количества стихотворений, причем название каждого стихотворения выделено стилем Заголовок 1 (это важно!). Человек там ждёт макрос, который сделает ему хорошо, однако в теме прозвучала идея, что сортировку можно выполнить в Навигаторе вручную.
Итак, открываем Навигатор. Видим в нём пункт Заголовки, нажимаем плюсик слева от пункта. Раскроется список всех заголовков (текст со стилем типа Заголовок!). Уровень отображаемых заголовков можно настроить (это полезно, если уровней вагон, ну уровней 7 или больше). У нас простой пример, просто для иллюстрации:
Пять заголовков типа Заголовок 1 с обычным текстом под каждым из них, имитирующем текст главы или раздела. Теперь смотрим в Навигатор, в правом верхнем углу есть два значка со стрелочками вверх/вниз. наведите на них курсор мыши и увидите подсказку типа "Перенести вверх/вниз". Выделяете в Навигаторе нужный заголовок и нажимаете на стрелку в нужном направлении. В тексте соответствующий заголовок ВМЕСТЕ СО СВОИМ ТЕКСТОМ будет перемещён в соответствующем направлении! Смотрим внимательно на текст и Навигатор ниже:
В некоторых случаях это может быть очень удобно, если Вы внезапно решили статьи или разделы в вашей публикации или книге поменять местами.
Ну и напоследок ответ на вопрос "А есть такая возможность в MS Word?". Есть, однако там заголовки нужно перетаскивать мышкой, что не всегда может быть удобно.

пятница, 11 марта 2016 г.

Математические формулы. Бага в MS Word

Да да, в заголовке не ошибка. В МСО 2007 я не нашел отдельного MS Equation, а просто нажал в MS Word на кнопку Формула на вкладке Вставка (она крайняя справа на вкладке).
А теперь про багу, на которую я наткнулся в MS Word. Вот некая формула (я не знаю, что это, просто нашёл на просторах сети Интернет для примера):
Вот эта вот рамка вокруг формулы означает, что курсор в настоящее время ВНУТРИ формулы и её можно редактировать. А теперь щелкаем рядом с формулой, рамка пропадает и нажимаем ОДИН раз пробел:
Обратите внимание на пределы под и над знаком суммы, они сместились почему-то. А также почему-то уменьшился размер формулы. При этом, если пробел после формулы удалить, то формула вернется к нормальному виду.
Я допускаю, что у меня необновлённый МСО 2007 и в дальнейших патчах для 2007, а также в более поздних версиях офиса, эту багу исправили, однако само её наличие - это показатель небезгрешности продукта от МикроМягких.

четверг, 10 марта 2016 г.

Выпуск LibreOffice 5.1.1

Организация TDF анонсировала выпуск LibreOffice 5.1.1, в котором были исправлены множество различных ошибок.
Вот ссылки на списки исправленных ошибок:
Не знаю почему, но RC2 не выпускался.
Скачать версию 5.1.1 можно отсюда http://www.libreoffice.org/download/libreoffice-fresh/
Советую всем, кто использует версию 5.1 обновиться до 5.1.1

среда, 9 марта 2016 г.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, GUI в LibreOffice на месте замри!

Помнится я писал ранее о том, что разработчики реально хотят добавить риббон в LibreOffice. Ну так вот, в связи с тем, что пилил это всего один человек и человек этот в данный момент занят немного другим, то риббон откладывается на неопределенное время.
Зато у разработчиков появилась иная идея по организации панелей инструментов, которая претендует на включение уже в релиз LibreOffice 5.2.
Идея такая: вместо двух панелей инструментов, которые отображаются по-умолчанию при запуске LibreOffice, показывать одну, на которой будут расположены самые-самые часто используемые значки и функции. Вот ссылка на соответствующую хотелку в багзилле проекта. Переключение от обычного вида панелей к режиму "одной панели" будет реализовано неким отдельным пунктом в меню "Вид".
Эта штука хороша тем, что экономит вертикальное пространство современных узкоглазых мониторов. По сути дела это можно настроить и ручками на своей собственной панели. Вопрос только в том, как её сохранять между переустановками LibreOffice.
Вот кстати скриншотик из той же багзиллы:
Я бы на самом деле и панель меню скрыл в таком режиме, экономить место на экране, так уж до упора.

пятница, 4 марта 2016 г.

Как сообщить об ошибке разработчикам LibreOffice

В связи со все более широким распространением LibreOffice в России уже появилось некоторое количество пользователей, которые не только сталкиваются с ошибками в LibreOffice, но и готовы сообщить о ней разработчикам. Однако багзилла проекта почему-либо смущает или отталкивает их. Также в качестве основания для не написания сообщения об ошибке фигурирует незнание пользователями английского языка.
В данном посте я хочу в картинках, последовательно, рассказать о том, как создать сообщение об ошибке в LibreOffice.
Итак, багзилла проекта находится в сети Интернет по адресу https://bugs.documentfoundation.org/. Смело идите по ссылке. Вы увидите вот такой сайт:
Если у Вас нет аккаунта на этом сайте, то нажимайте на ссылку с именем New Account (новый аккаунт) в верхней части сайта, Вас перекинет на следующую страницу:
В поле Email adress введите свой реальный адрес электронной почты, на него придет письмо с просьбой подтвердить регистрацию. После чего нажмите на кнопку Send (отправить) ниже.
Вас ждет следующая страница сайта:
на которой написано, что по указанному адресу электронной почты выслано письмо, в котором содержится ссылка, по которой нужно перейти для подтверждения создания аккаунта. Советую использовать постоянный почтовый ящик, на него Вам будут приходить уведомления о записях разработчиков в Ваших сообщённых ошибках, на которые возможно нужно будет давать ответ или пояснения.
После перехода по ссылке из полученного Вами письма, Вы увидите следующую картину:

Здесь будет показан адрес электронной почты, с которого Вы перешли по ссылке.
Ниже, в поле Real Name можете ввести свое настоящее имя или ник, который будет отображаться на сайте багзиллы. Это поле опционально, его можно не заполнять. Однако разработчики тоже люди и им будет приятнее обращаться к Вам по имени или нику, а не по адресу электронной почты. 
В поле Type your password введите пароль для входа в багзиллу. Пароль должен содержать, как минимум, одну заглавную букву, одну цифру, один спецсимвол (типа: знак плюс, нижнее подчеркивание, двоеточие и тому подобное) и быть не короче 8 символов.
В поле Confirm your password необходимо подтвердить введенный выше пароль, введя его снова.
Далее нажмите кнопку Create (то бишь Создать).
Что же мы видим далее:
Теперь мы зарегистрированный пользователь багзиллы проекта. На это указывает Ваш адрес электронной почты в верхней части сайта. Чтобы создать новое сообщение об ошибке, нужно нажать на ссылку с именем New (Новый) в левой верхней части сайта.
Вы попадете на следующую страницу:
На ней находится список из компонентов LibreOffice, из которых необходимо выбрать тот, к которому относится Ваша ошибка. Чаще всего это сам LibreOffice, поэтому разработчики и вынесли его в отдельную огромную ссылку в верхней части сайта. Нажмите на неё.
Следующая страница выглядит так:
Здесь необходимо выбрать компонент самого LibreOffice (Writer, Calc, Impress и так далее), либо отдельно выделенные области (типа UI, graphic stack, Documentation) из списка с названием Component в левой части сайта. Затем выбрать из списка Version собственно версию LibreOffice, в которой Вы обнаружили ошибку. Список Severity не трогайте, оставьте значение по умолчанию normal, если разработчики посчитают исправить это значение, они это сделают сами. В списке Hardware укажите тип Вашего процессора (обычно это х86 или х86-64), можете и ничего не указывать. В списке OS выберите Вашу операционную систему (Windows, Linux, и так далее), не оставляйте вариант All (Все), разработчики или команда качества (QA) сами проверят повторяемость ошибки на разных платформах. Наконец в списке Priority устанавливается приоритет исправления данной ошибки. Не меняйте сами значение по умолчанию medium на что-то более горящее.
Теперь пролистайте страницу вниз, увидите вот такие поля для заполнения:
Поля Alias и URL не заполняйте.

Небольшая ремарка: далее Вам потребуется знание английского языка или умение набирать в строке браузера адрес translate.google.ru и пользоваться этим онлайн-переводчиком. Описание ошибок в багзилле LibreOffice необходимо делать ТОЛЬКО на английском языке! Неважно, какой он будет корявый, разработчики сами, в большинстве своем, не великие знатоки инглиша. Просто составляйте фразы как можно короче и понятнее.

В поле Summary необходимо кратко описать суть проблемы (на английском, не забываем!), например "Пропали элементы управления в диалоге Формат-Страница" или "Неправильно считается сумма в ячейках, начиная с А10000".
В поле Description необходимо более подробно описать суть проблемы, при этом обязательно в самом начале вставьте информацию из диалога Справка-О программе LibreOffice (от Версии до Локали включительно). Желательно также расписать по шагам, что нужно сделать для воспроизведения ошибки, то есть, например, таким образом:

  1. создал новый документ calc
  2. перешел к ячейке А10000
  3. вставил данные в ячейки А10000:А10100
  4. в ячейке А10101 вставил формулу =sum(A10000:A10100)
  5. итог считается неправильно!

Ниже расположена кнопка Add at attachment, которая позволяет приложить к описанию ошибки файл с документом, в котором обнаружена ошибка, скриншот экрана или кусок кода в текстовом формате (если Вы программист, конечно). При нажатии на неё раскроется дополнительная секция сайта:
Нажмите кнопку Выберите файл и в стандартном диалоге найдите и выберите нужный файл.
В поле Description кратко опишите, что это за файл (документ, скриншот ошибки, фрагмент кода).
В секции ниже Content type можно ничего не трогать, а можно вручную задать тип файла из списка, выбрав пункт select from list и в списке справа выбрать нужный тип файла (если вы не можете определить сами, то просто не делайте так).
Самые нижние поля Keywords, Depends on и Blocks не заполняйте.
И вот настал тот волнующий момент, когда вы готовы наконец создать Ваше первое сообщение об ошибке. нажмите кнопку Submit bug в самом низу страницы. Страница обновится, статус Вашей ошибки будет Unconfirmed (не подтверждена), это значит, что её сначала необходимо проверить на повторяемость. Это обязательно должен сделать член команды качества (QA) или иной доброволец, которые и установят Вашей ошибке статус New (новая), что будет означать, что ошибка - это действительно ошибка и она требует исправления.

Вот так вот. Все не просто, а исключительно просто. Было бы желание.